|
2020 т. 10 № 4
|
- Стр.
|
5–7
|
Мы представляем вам очередной номер журнала «Организационная психология». Редакционная коллегия и сотрудники редакции журнала «Организационная психология» скорбят вместе с родными и близкими Сергея Алексеевича Чернышёва, члена редакционной коллегии нашего журнала. Ему посвящён наш некролог «Учитель. Личность. Гражданин».
В рубрике «Исследования в организационной психологии» вы найдёте четыре статьи, вкоторых поднимаются самые различные темы — лидерство-служение, эмоционально-личностное благополучие работников, организационная креативность и ценностные ориентации владельцев семейных бизнес-организаций. «Опосредующая роль доверия в отношениях между лидерством-служением и приверженностью команде среди сотрудников ИТ-сектора в южной Индии» (на англ. яз.) наших индийских коллег А. В. Редди и А. В. С. Камеша. «Эмоционально-личностное благополучие как предиктор особенностей социальной перцепции специалистовсоциономического и технономического профиля» уральской исследовательницы Л. В. Карапетян. «Индивидуально-личностные и контекстуальные предикторы организационной креативности в России» интернационального коллектива авторов — Н. М. Лебедевой, Е. В. Бушинойи П. Шмидта. Межрегиональный российский коллектив авторов представил статью «Чёрная кошка в тёмной комнате: отличаются ли ценностные ориентации владельцев семейного и несемейного бизнеса?» (Ю. С. Мурзина, В. П Позняков и С. М. Дьячков).
Рубрику «Организационно-психологическая практика» открывает статья Б. А. Ясько иБ. В. Казарина «Модель личности специалиста: методологическое обоснование и практическая востребованность». Коллектив авторов из Сибири (О. О. Андронникова, Ю. М. Перевозкина, А.В. Серый, М. С. Яницкий, Т. Ю Петровская) делятся опытом выявления так называемого токсичного лидерства в статье «Ролевые модели руководителей образовательных организаций, демонстрирующих токсичное лидерство в ситуации сложного управленческого решения».
В рубрике «Обзоры» обсуждается феномен проактивного совладающего поведения, а также ставится вопрос о возможности изучения школы как организации. Это статьи Е. С. Старченковой «Феномен проактивного совладающего поведения в психологии профессионального здоровья» (на англ. яз.) и «Концептуализация школы как организации: обзор литературы» Р. К. Несмеяновой иС. А. Липатова.
Рубрику «Первые шаги» в этот раз представляют две статьи. «Разработка и валидизация шкалы профессионального перфекционизма» А. А. Золотаревой и «Истоки и практическое применение поведенческой экономики в организациях» М. Л. Зельдина, О. О. Давыдова, И. В. Пенкиной,А. А. Циклинского.
В рубрике «Организационная психология в лицах, диалогах и дискуссиях» вы найдёте статьи, посвящённые организационным ценностям и проблеме изучения компетенций. Первая — это статья И. Мальбашича «Через сбалансированные организационные ценности к организациям, движимым целью» (на англ. яз.). Вторая статья «Иследование профессиональных компетенций: критический обзор подходов к исследованию, обработке и интерпретации данных» двух авторов — В. А. Толочека и А. С. Машковой.
В рубрике «Конференции» размещён анонс XXII Апрельской международной научной конференции, ежегодной проводимой НИУ ВШЭ.
|
|
8–11
|
Ушёл из жизни Алексей Сергеевич Чернышёв (16.10.1936 г. — 15.12 2020 г.), советский и российский психолог, доктор психологических наук, профессор, член президиума Российского психологического общества, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, действительный член Международной академии психологических наук, академик Академии гуманитарных наук России, учёный с мировым именем. |
- Исследования в организационной психологии
|
12–40
|
Цель. Лидерство-служение — концепция, о которой много говорят, — это новая область исследований в понимании лидерства в организациях. Лидерство-служение приобретает всё большее значение во всех отраслях по всему миру. Термин «лидерство-служение», введённый Робертом К. Гринлифом, намекает на служение в высоком смысле, помощь подчинённым, а не на лидерство-руководство в традиционном смысле. Целью данного исследования является изучение существования лидерства-служения в индийской ИТ-индустрии, а также определение степени, в которой отношение сотрудников к работе, а именно удовлетворённость работой, приверженность команды и эффективность команды, связаны с восприятием лидерства-служения в ИТ-отраслях Юга Индии. Индия живёт в психологическом климате, называемом доверием к лидеру. Лидерство-служение, будучи анекдотичным по своей природе, не имеет прочной теоретической основы и эмпирических данных. Литература проливает светна историческое развитие лидерства-служения, ключевые характеристики и контраст между наиболее популярными стилями лидерства и лидерством-служением в современную бизнес-эру. Методология. В исследовании предпринимается попытка найти эмпирические доказательства взаимосвязи между лидерством-служением, доверием и отношением к работе. Для сбора данных были применены 1) Инструмент Джеймса Аллана Лауба (1999) для оценки организационного лидерства-служения (SOLA), модифицированный Шэрон Дьюри в 2004 г., 2) Опросник приверженности команде (TCS) Хайдна Беннетта (2000). Для определения уровня связи между переменными использовался медиаторный анализ. Выводы. Выборка из 568 респондентов даёт эмпирические доказательства лидерства-служения в индийском контекстес соответствием модели лидерства-служения наряду с отношением последователей к своей работе и опосредующей ролью доверия к лидеру в улучшении связи между переменными. Ценность результатов. В исследовании сделан вывод о поддержке со стороны лидеров-слуг в повышении уровня приверженности команды в отрасли.
|
|
41–62
|
Вызовы современного мира адресованы прежде всего профессиональному сообществу, поскольку основная нагрузка по преодолению кризиса, вызванного пандемией, ляжетименно на трудоспособный слой населения. В связи с этим особую актуальность приобретает оптимизация системы ресурсов представителей профессионального сегмента, в том числеповышение внутреннего благополучия и восстановление систем социальной перцепции. Цель исследования: изучение особенностей влияния эмоционально-личностного благополучия (ЭЛБ) на то, как специалисты социономического и технономического профиля воспринимают других людей, входящих в их зону общения (микроуровень) и находящихся вне этой зоны (макроу-ровень). Дизайн исследования. Выборку составили 715 человек: 339 представителей социономического профиля и 376 специалистов технономического профиля. Методики исследования:1) методика «Самооценка эмоционально-личностного благополучия (СЭЛБ)», в ходе заполнения которой респонденты оценивали себя по девяти моношкалам; 2) методика «Эмоционально-личностное благополучие (ЭЛБ)», предполагающая оценивание по тем же девяти моношкалам эмоционально-личностного благополучия родителей (отца и матери); 3) методика на выявление отношения к людям, где респондентам предлагалось по 24 личным качествам оценить людей намикроуровне и макроуровне. Результаты. Выявлено, что ЭЛБ в большей степени присуще специалистам социономического профиля, причем в данной профессиональной группе оно является предиктором некоторых особенностей социальной перцепции как на микро, так и на макроу-ровне. Отношение респондентов технономического профиля к людям на микроуровне обусловлено не только их самооценкой собственного ЭЛБ, но и оценкой родительского ЭЛБ, особенно матери. На макроуровне в этой профессиональной группе также проявляется влияние оценки ЭЛБ родителей, в особенности отца. Для обеих профессиональных групп характерно проявление феноменов ингрупповой предвзятости и ингрупповой стереотипизации. Выводы. Полученные данные позволяют рассматривать эмоционально-личностное благополучие в качестве предиктора особенностей социальной перцепции специалистов социономического и технономи-еского профиля. Ценность результатов. Полученные данные могут быть использованы для улучшения психологического климата в рабочих коллективах и оптимизации внутреннего благополучия специалистов.
|
|
63–87
|
Цель. Статья посвящена изучению личностных и контекстуальных детерминант креативного (инновационного) поведения в России. Анализ результатов исследований, проведённых ранее, позволил рассмотреть ценности, самоэффективность и социальный и организационный контексты (доверие коллег и регион проживания) в качестве предикторов инновационного организационного поведения. Методология. В репрезентативном опросе приняли участие 1456 работающих респондентов из Центрального и Северо-Кавказского Федеральных округов Российской Федерации (47% респондентов — мужчины, 53% — женщины). Для сбора эмпирических данных использовались Портретный Ценностный Опросник, разработанный Ш. Шварцем (PVQ-R; Schwartz, 2012) и Шкала для изучения инновационного организационного поведения. Самоэффективность измерялась тремя авторскими вопросами. Для измеренияи ндивидуального и воспринимаемого доверия использовалось по три вопроса. Полученные данные подвергались математико-статистической обработке с помощью программы MPLUS. Было обнаружено, что ценности Открытости изменениям позитивно, а ценности Сохранения негативно влияют на креативное (инновационное) поведение в организациях; воспринимаемая самоэффективность модерирует влияние ценностей Открытости изменениям на инновационное поведение в организациях; тип региона и организационный контекст являются предикторами инновационного поведения; возраст, пол и уровень образования имеют как прямое, так и непрямое влияние на индивидуальные ценности и самоэффективность. Ценность результатов. Результаты исследования позволяют дополнить и расширить представления об инновационном поведении в организационном контексте в России с учётом ценностных предпочтений, уровня доверия и социально-демографических характеристик.
|
|
88–108
|
Для нашей страны рост малого бизнеса является одним из стратегических направлений развития. Как показывает опыт европейских стран, семейный бизнес является основой малых его форм. Однако вопрос психологических исследований специфики семейного бизнеса только ставится в российской науке. Целью данного исследования стало сравнение ценностных ориентаций владельцев малого семейного и «несемейного» бизнеса. Метод. Выборку исследования составили 131 предприниматель микро- и малого бизнеса, из них — 63 чел. семейной формыуправления, 68 чел. несемейной формы управления. Группы сопоставимы по полу, возрасту,образованию, вероисповеданию предпринимателей; возрасту бизнеса и семьи; количеству детей. В методическом плане было использовано авторское проективное глубинное интервью «Ценностные ориентации предпринимателей в сфере семьи и бизнеса». Обработка результатов проводилась в программе R (критерий согласия Пирсона χ2, критерий корреляции τ Кендалла, логистическая регрессия). Результаты. Исследование позволило выявить малочисленность значимых различий между ценностными ориентациями владельцев двух форм бизнеса. Так, из 213 ценностных переменных, только 13 оказались значимо различимы в двух видах бизнеса (p ≤0.05). Модель логистической регрессии на уровне 70,2% позволила выделить значимые ценностные ориентации, предсказывающие вероятность открытия семейного бизнеса. Отрицательно с данной формой бизнеса оказались связаны ценности «Любовь супружеская», «Порядочность в отношениях с супругой» и «Общественные связи». Выводы. Основными выводами из полученных результатов стали: ценностные ориентации владельцев семейного и несемейного бизнеса слабо различаются между собой; управление в семейных фирмах более интуитивно, менее формализовано, чем в несемейных; семейный бизнес — это бизнес «партнёрства» и прагматических отношений в семье (а не супружеской любви); с невысокой внешней коммуникацией. Таким образом, семейный бизнес в нашей стране упускает своё ключевое преимущество на рынке, так как не поддерживает и не транслирует традиционные ценности бизнес-семей, которые могли бы улучшить деловую репутацию в восприятии потребителей. Ценность результатов. Учёт полученных результатов при планировании мер государственной поддержки семейного бизнеса поможет процессу самоидентификации данной формы бизнеса.
|
- Организационно-психологическая практика
|
109–137
|
Цель исследования — изучить управленческие компетенции и лидерские стили руководителей организаций здравоохранения высшего и линейного уровней, образующие специфические свойства, способности, умения и их вариативные проявления как компоненты подструктуры личностных качеств, обусловленных опытом и процессом профессионализации в модели личности врача. Метод. Выборку составили 135 респондентов: главные врачи (n = 26); заместители главного врача (n = 32); заведующие подразделениями (n = 47); врачи-эксперты (n = 30). Использованы методы: анализ нормативных документов; экспертный анализ; психодиагностика (Тест-опросник «Анализ своих ограничений» М. Вудкока и Д. Френсиса; опросник «Стиль принятия управленческих решений» А. В. Карпова и Е. В. Марковой). Результаты. Анализ Профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» обнаружил общие профессиональные компетенции, которые являются деятельностными детерминантами свойств, способностей, умений в структуре специфического сегмента в модели личности врача. К ним относятся: руководство всеми видами деятельности в организации; организация различных форм делового общения; принятие управленческих решений; осуществление внутриорганизационного контроля деятельности; непрерывное совершенствование профессиональных знаний; формирование, поддержание и развитие корпоративной культуры. Определены особенности профессиональных задач субъектов высшегои линейного менеджмента как детерминант вариативных свойств, способностей и умений. С помощью кластерного анализа выделены три субмодели личности специалиста «Врач-руководитель»: «Главный врач»; «Заместитель главного врача»; «Заведующий клиническим подразделением», которые могут рассматриваться как верификация системной модели личности «Врач-клиницист». Ценность результатов. Полученные результаты расширяют представленияо многообразии подходов к анализу феноменологии системы «человек — профессия» рассмотрением научно-методологического ресурса концепции моделирования личности профессионала (специалиста). Вводится понятие «модель личности специалиста», которое раскрывается как открытая система, образованная комплементарным взаимодействием инвариантных, специфических и вариативных образований, в которых функционально взаимосвязаны свойства, способности, умения, детерминированные процессом профессиогенеза и индивидуальностью специалиста как субъекта труда. Модель может служить источником необходимой информации для организационного психолога, специалиста по управлению персоналом при разработке локальных моделей специалиста в организации.
|
|
138–155
|
Цель данной статьи заключается в выявлении ролевых моделей руководителей образовательной организации, демонстрирующих токсичное лидерство в ситуации сложного управленческого решения. Дизайн исследования предполагал описание каждым руководителем (N = 166, 100 мужчин и 66 женщин, средний возраст 44,2 года) ситуации сложного управленческого решения, которые встречались в его прошлом опыте. После выявления реестра сложных управленческих решений с руководителями был проведён ряд диагностических процедур, включающих тестирование по трём опросникам и ролевое моделирование ситуации сложного управленческого решения. Анализ данных проводился через сопряжение ситуации сложногоу правленческого решения, ролевой модели, ожиданий и мотива в зависимости от пола руководителей по критерию χ2 Пирсона. Затем осуществлялось изучение влияния ролевой модели настиль руководства и виктимное поведение (однофакторный дисперсионный анализ — ANOVA). Результаты. Применение дисперсионного анализа показало, что в зависимости от предпочитаемой ролевой модели руководители различаются стилями управления и виктимным поведением. В частности, обнаружено статистически значимое различие в попустительском и коллегиальном компонентах стиля управления (p < 0,01), а также по всем параметрам склонностик виктимному поведению (p < 0,05). Выводы. В ситуации сложного управленческого решения руководители среднего звена образовательного учреждения предпочитают ролевые модели, связанные с функциями контроля и руководства. При этом половина респондентов женского пола используют мужскую ролевую модель. Руководители, использующие роли взрослых мужчины и женщины в сложной управленческой ситуации, характеризуются склонностью к гиперсоциальному поведению (p < 0,05) и демонстрируют конструктивные стили руководства. Руководители с реализуемыми мужскими ролевыми моделями периода ранней молодости в сложной управленческой ситуации демонстрируют виктимный стиль поведения и склонны к демонстрации токсичного лидерства. Ещё одной неконструктивной моделью руководства является детская ролевая модель, с которой связаны такие параметры виктимного поведения, как зависимость и некритичность (p < 0,01). Ценность результатов. В статье представлены данные, позволяющие вскрыть значение ролевых моделей в поведении управленцев образовательных учреждений, показана роль виктимных характеристик в демонстрации токсичного лидерства.
|
- Обзоры
|
156–183
|
Статья посвящена обзору современных исследований феномена проактивного совладающего поведения в психологии профессионального здоровья. Профессиональное здоровье рассматривается как стратегический ресурс, связанный с обеспечением эффективности, безопасности и надёжности профессиональной деятельности субъектов труда, повышением качества их профессиональной и личной жизни, а также с обеспечением профессионального долголетия. Представлена история развития концепции проактивного совладающего поведения спозиции когнитивно-транзактной теории стресса. Рассмотрено соотношение понятий проактивности, проактивного поведения и проактивного копинга. Представлена структура проактивного совладающего поведения и методы его изучения. Освещается роль темпоральных факторов в формировании и изменения поведения, связанного со здоровьем, а также барьеры здорового поведения. Обсуждаются основные теоретические модели, направленные на объяснение, понимание и изменение поведения, связанного со здоровьем. Анализируются результаты исследований проактивности и проактивного совладающего поведения в организационной психологии и психологии профессионального здоровья. Представлены личностные, профессиональные и организационные факторы проактивного совладающего поведения. Показаны взаимосвязи проактивного совладающего поведения с особенностями субъективных репрезентаций профессионально трудных ситуаций, организационными, профессиональными стрессами, состояниями сниженной работоспособности, выгоранием и показателями профессионального здоровья. Делается вывод о том, что проактивное совладающее поведение может быть рассмотрено в качестве важного позитивного предиктора оптимального функционирования работника как на индивидуальном, так и организационном уровнях. Рассматривается проблема формирования и развития проактивного совладающего поведения, представлен обзор программ обучения проактивному совладающему поведению. Обсуждаются направления и перспективы дальнейших исследований.
|
|
184–204
|
Цель. В статье проведены анализ и систематизация современных представлений о школе как организации. Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время на законодательном уровне школа стала рассматриваться как образовательная организация. Такая формулировка открывает перспективу изучения данного социального института с позиции организационной психологии. Результаты. Описаны метафоры и модели школы как социальной организации, проанализированы аналогии учебного и производственного процесса. Выделены ключевые показатели эффективности работы школы и подробно раскрыты актуальные проблемы взаимодействия основных участников образовательного процесса: учителей, учеников, родителей и администрации. Анализируется специфика организации работы школы, обоснована важность обеспечения синхронизации целей, ценностей и общего видения для создания и поддержания благоприятной атмосферы в школьной организации. Обозначаетсяроль неформальной структуры школы — организационной культуры. Выводы. Проведённый литературный анализ даёт основание предположить, что исследование проблем школы как организации должно осуществляться в парадигме организационной культуры. Такой подход обеспечит корректное комплексное понимание контекста социального взаимодействия участников образовательного процесса, согласование их совместной работы для успешной реализации всех поставленных школой целей. Ценность результатов. Данное направление исследований всё ещё недостаточно развито в отечественных работах, тем не менее можно утверждать, что необходимость учёта организационной культуры школы позволит по-новому взглянуть на внутренние и внешние процессы её деятельности. Развитие исследований в этом направлении является перспективным, так как даёт возможность выйти на качественно новый уровень прогрессивного преобразования школьной системы в нашей стране.
|
- Первые шаги
|
205–218
|
Цель. Целью настоящего исследования стала разработка и валидизация шкалыпрофессионального перфекционизма. Метод. Выборку исследования составили 157 взрослых работающих респондентов в возрасте от 23 до 69 лет с общим стажем профессиональной деятельности от 1 до 44 лет. Помимо шкалы профессионального перфекционизма все респонденты заполнили шкалы для диагностики трудовой зависимости и профессиональной мотивации. Результаты. Результаты эксплораторного и конфирматорного факторного анализа указывают на то, что шкала обладает двухфакторной структурой с отрицательным статистически значимым коэффициентом корреляции между субшкалами (0.50 ≤ r < 0.85), что верифицирует конструктную, номологическую и дискриминантную валидность шкалы. Позитивный профессиональный перфекционизм положительно связан с автономной профессиональной мотивацией и отрицательно — с трудовой зависимостью и контролируемой профессиональной мотивацией. Напротив, негативный профессиональный перфекционизм отрицательно связан с автономной профессиональной мотивацией и положительно — с трудовой зависимостью и контролируемой профессиональной мотивацией (все rs > 0.30), что подтверждает конвергентную и дискриминантную валидность шкалы. Коэффициенты α Кронбаха составили значения 0.82 и 0.83 для субшкал позитивного и негативного профессионального перфекционизма, что свидетельствует в пользу внутренней надёжности шкалы. Существуют социально-демографические различия в показателях профессионального перфекционизма, в соответствии с которыми к позитивному профессиональному перфекционизму более склонны сотрудники более старшего возраста, с более высоким уровнем образования и большим стажем работы. Выводы. Шкала профессионального перфекционизма является валидным и надёжным диагностическим инструментом. Ценность результатов. Шкала профессионального перфекционизма может быть рекомендована в качестве нового инструмента в области психологии труда и организационной психологии.
|
|
219–242
|
Цель данной статьи состоит в критическом обзоре поведенческой экономики. Описан путь её научного развития, выделены общие идеологические и методологические принципы применения. Поставлены этические проблемы и вопрос эффективности. Практический инстру-ментарий патерналистского изменения поведения получает всё большее распространение и дополняет традиционный. Поведенческая экономика — это междисциплинарная область социальных наук, сочетающая в себе, в первую очередь, экспериментальную экономику и психологию, основывающаяся на признании ограниченной рациональности человека. Целый ряд Нобелевских лауреатов — Р. Талер, Д. Канеман, Р. Шиллер, Д. Дюфло, — а также учёные Д. Ариэли, К. Санстейн, С. Бернарци активно участвуют в специализированных консалтинговых агентствах. С точки зрения задач организационной психологии, отклонения от оптимального поведения требуют корректировки. В статье определена современная позиция по вопросу интервенции в реальное поведение и осуществление политики «подталкивания». Изучение данных и эвристик позволяет предсказуемо строить архитектуру условий выбора, что демонстрируют примеры от Google, Behavioral Insights, Save More Tomorrow, Vizion Zero, НКО. Описаны применяемые логические модели рассмотрения человеческого поведения и структуры MINDSPACE, EAST. Поведенческая экономика востребована в выстраивании доказательных решений организационных и управленческих проблем.
|
- Организационная психология в лицах, диалогах и дискуссиях
|
243–251
|
Цель данной статьи — выделить растущее явление целевых организаций иизучить роль организационных ценностей в создании таких организаций. Учитывая, что существуют разные подходы к управлению ценностями организации, особое внимание уделяется их потребности в балансе в том смысле, что организация одновременно продвигает и развивает ценности из разных категорий. Подход. В этой статье представлены результаты недавних исследований, показывающих, что сегодня (1) крупнейшие и наиболее влиятельные компании во всем мире управляют своими ценностями сбалансированным образом и (2) сбалансированное управление ценностями повышает эффективность организации. Выводы. Сбалансированные ценности помогают организациям сосредоточить внимание на своих основных заинтересованных сторонах и привлечь внимание к цели их бизнеса. Оригинальность. Статья способствует пониманию того, что традиционная старая логика управления превращается в новую логику цели — современный бизнес должен давать беспроигрышные результаты для всех, а не только для избранных привилегированных заинтересованных сторон. Ключ к достижению этого — сосредоточение внимания на цели организации.
|
|
252–270
|
Цель. Статья посвящена анализу методологических, методических и организационных аспектов проведения научно-исследовательских работ (НИР) в современной организации напримере изучения выбора компетенций экспертами (менеджерами — руководителями низового и среднего звена управления). Метод. Использованы: анализ научной литературы, эмпирические исследования, методологическая рефлексия опыта работы, полученных результатов, возможностей повышения их эвристического потенциала. База исследований — крупные коммерческие компании г. Екатеринбурга. Выборка (N = 103). Результаты. «Эталонные» перечни компетенций, представленные в зарубежных источниках, не являются завершёнными, полными, универсальными. Оптимизированные перечни компетенций (эмпирически выделенных на представительных группах российских менеджеров) более адекватны. В оптимизированном перечне из 29 компетенций различаются три группы качеств (выделяемых не менее 66%, 50%, 40-20% экспертови выделяемых лишь в единичных случаях). Три группы компетенций различаются по частоте их выделения экспертами, по тесноте взаимосвязей и образуют три уровня (или структуру и под-структуры) в общей организации компетенций. Центральный уровень (или структуру) можно различать как «ядро», два других — как «оболочки». Имеет место выраженные предпочтения в оценках компетенций представителями разных групп экспертов. Выводы. Рабочие гипотезы подтвердились. 1. Методы исследования, выявляемые научные факты, описываемые свойства психологических объектов находятся в отношениях взаимной обусловленности. Взаимная обусловленность компонентов НИР определяет не только возможности научного поиска, но и неизбежные ограничения, например, в адекватности описания явлений, выделения их свойств, отношений, перспективы эволюции и другие. 2. Внимание к артефактам позволяет выделять возможные варианты дальнейших вариантов анализа эмпирических данных. 3. Расширяя варианты анализа массивов эмпирических данных, можно повышать их эвристическую ценность. Практическая ценность. Проведение полевых исследований сопряжено с промахамии системными ошибками. Некоторые из них можно корректировать посредством моделирования (использования разных вариантов анализа баз эмпирических данных). Приводятся примеры приёмов повышения потенциала собранных данных: 1) фиксация имён обследуемых, их «координат»; 2) установление конструктивных профессиональных контактов со всеми участниками процесса сбора эмпирического материала; 3) доведение результатов исследования всем участникам процесса сбора материала (в адекватной форме) и запрос «обратной связи».
|
- Конференции
|
271–275
|
XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономикии общества, проводимая Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», состоится с 13 по 23 апреля 2021 г. Председатель Программного комитета АМНК— научный руководитель НИУ ВШЭ профессор Е. Г. Ясин. Конференция посвящена широкому кругу актуальных проблем экономического и социального развития страны. Основную часть выступлений на АМНК составляют научные доклады российских и зарубежных учёных. Важной частью программы конференции являются специальные мероприятия, которые проводятся в формате пленарных заседаний и круглых столов с участием членов Правительства Российской Федерации, государственных деятелей, представителей бизнеса, российских и зарубежных экспертов.
|
|
|